Коленвал (полное название – коленчатый вал) – деталь, преобразующая поступательно-вращательные движения поршней в крутящий момент. Конфигурация этого механизма очень сложная. Если говорить простыми словами, то именно благодаря коленчатому валу Вы можете ездить на машине. Без использования подобной конструкции не будет работать ни один современный мотор. В моторном блоке коленчатый вал находится внизу и крепиться с помощью пяти или более коренных подшипников, причем число шатунных подшипников равно числу цилиндров. Эти шатуны связаны с поршнями, а для их крепления к эксцентрическим шейкам используются подшипники скольжения.
Для чего необходимо проводить шлифование коленвала?
- Типичные неисправности колевалов
-
— "припаянный" вкладыш к коленвалу; причем для легкового транспорта вкладыш изнашивается и "задирает" коленвал, а для грузового, где нагрузки намного значительнее, вкладыш сразу "прилипает" и уже проворачивается в постеле блока.
Если в процентном соотношении, то порядка 80 процентов дефектов составляет проворот вкладыша и задир вала, остальные — естественный износ двигателя, выработавшего свой ресурс.
- Основные дефекты коленвалов
-
— задиры шеек, сопровождаемые увеличением зазора в подшипнике, износом рабочих поверхностей с глубокими кольцевыми рисками, реже — перегрев и расплавление вкладышей.
Устранение задиров и износов ликвидируется шлифовкой шеек в ближайший ремонтный размер, в особо тяжелых случаях, в несколько (то есть в любой возможный ремразмер).
- Что еще потребуется для ремонта?
-
Для возвращения к жизни двигателя и выполняется шлифовка коленчатого вала как альтернатива покупке новых деталей. Этого обычно достаточно.
Коренные и шатунные подшипники скольжения сконструированы таким образом, что необходимо использовать сменные вкладыши, выполненные из специального сплава. Которые и необходимо заменять при любом ремонте коленчатого вала.
В особенных случаях: редкий коленчатый вал, дорогостоящий коленчатый вал иномарок и грузовых, отсутствие ремонтных вкладышей - возможно выполнить напыление металла на шейки вала с последующей шлифовкой. Но такой ремонт выполняется исключительно по инициативе владельца автомобиля и под его полную ответственность, то есть гарантия на данный вид работ не распространяется.
В основном выпускаются вкладыши 2 ремонтных размеров: на 0,25 и 0,5. Если есть вкладыши восстановить к/в возможно.
- Процесс начинается с деффектования к/вала: промер шеек микрометром, проверка на изгиб, осмотр на задиры. Коленвал устанавливается на две призмы поверочного стола. Шлифовщик последовательно производит замеры микрометром всех шеек во взаимно-перпендикулярных плоскостях. При помощи индикаторных часов, установленных на стойке, проверятся осевое биение коленвала, характеризующее его кривизну.
- Если диагностика показала, что коленвал без прогибов и напыление металла на шейки не требуется, то переходим к подбору запасных частей: вкладышей нужных ремонтных размеров. Если допуски позволяют установить вкладыш оригинального размера, проводиться полировка шеек: со снятием минимально допустимых значений.
- Приобретя запасные части, начинаем шлифовать шейки сверяя с размерами вкладышей. Как правило, требуется комплексный ремонт, то есть шлифование как коренных, так и шатунных шеек. На кругло-шлифовальном станке сначала шлифуются коренные, затем шатунные шейки. Непосредственно на станке шлифовщик производит многочисленные контрольные измерения геометрических размеров шеек ремонтируемого вала.
- По окончанию обработки коленвала, его обязательно нужно вымыть, а особенно тщательно чистятся смазочные каналы. Эту работу можно проделать и самостоятельно.